ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ)

Н.В. Волкова, Т.В. Позднякова
 DOI: 10.25699/SSSB.2020.35.1.014 Download PDF
Аннотация: Актуальность представленной статьи определяется чрезвычайной важностью формирования качественного инструментария для проведения социальных исследований, цель которых, зачастую, состоит в изучении сложно измеримых, преимущественно – латентных, явлений и процессов. В статье авторы обосновывают необходимость проведения пилотного этапа исследования, в рамках которого формируется исходный вариант анкеты и при помощи численных методов оценивается его качество, предваряющего основной этап (непосредственно исследование). В статье приводится схема алгоритма формирования измерительного инструмента (анкеты) для проведения социальных исследований, который рекомендуется реализовать на этапе пилотного исследования, до проведения основного опроса; рассматриваются математические методы оценки эмпирической и дискриминантной валидности анкеты, а также надежности-согласованности ее пунктов. При этом математические методы анализа качества инструментария социальных исследований рассматриваются на примере формирования анкеты для изучения территориальной лояльности населения сельских территорий. Оценка качества исходного измерительного инструмента для изучения территориальной лояльности определяется по результатам пилотного опроса, в котором приняли участие 15 респондентов. Рассмотренный в статье пример показывает, что в ходе достижения требуемых показателей дискриминантной валидности анкеты и надежностисогласованности ее пунктов из инструмента исключаются «некачественные» составляющие, что позволяет сократить время заполнения анкеты для респондентов, а также снизить трудоемкость последующей обработки результатов исследования при сохранении желаемых параметров его качества. Следует отметить, что рассмотренные в статье алгоритм формирования анкеты и численные методы анализа ее качества могут применяться не только для формирования инструментария социальных исследований, но и в сфере маркетинга. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00233 «Факторы территориальной лояльности жителей сельских поселений (на примере Алтайского края)».
Ключевые слова: территориальная лояльность; социальные исследования; валидность анкеты; надежность анкеты.

Контакты

Россия, 659305, Алтайский край, г. Бийск,
ул. Трофимова, 27, к. 404Б
Тел. +7-923-162-93-27
(ответственный секретарь -
Голых Роман Николаевич)
e-mail: info@s-sibsb.ru

Свидетельство